1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Символика сновидений

Символика сновидений

Всем, наверное, знаком «фрейдистский» анекдот про банан, который «иногда просто банан». Действительно, с момента, когда человек осмысленно приступает к изучению сновидений как альтернативной формы реальности, ему часто приходится соприкасаться со столь неоднозначными вещами, что первейшей задачей становится отделение «зерен от плевел», дабы не утонуть в сновидческой реальности и не потерять способность ориентироваться в пространстве.

Сновидения — это не только символическое «рабочее поле», на котором можно найти ответы на насущные вопросы и где проработка текущих жизненных состояний может привести к искомому в реальности бодрствования решению. Это также область отдыха и свободы. Сознание релаксирует одновременно с активной работой подсознания, так осуществляя гармонию внутри человеческого естества.

Подобно тому, как человек желает то, что видит, так и во сне он обнаруживает чаще всего именно те образы, которые ему знакомы наяву. Внешние проявления стихий, предметы, объекты: людей, зверей, растения.

Самые разные образы являются человеку во снах, они содержат в себе особый символизм, могущий навести на определенные размышления, подсказать пути решения наболевшего вопроса или просто иначе, аллегорически, показав, интерпретировать недавно произошедшие события.

Человек же — уникальное животное по сути своей, отринувшее интуитивную составляющую, стремящееся жить «по уму», то есть опираясь исключительно на логические причинно-следственные связи, — подчас отрезает самому себе возможность с первого раза, непосредственно в реальности бодрствования верно интерпретировать произошедшее.

Услужливый подсказчик, верный помощник — подсознание, во снах иногда дает второй шанс.

Своеобразным чудом можно считать видение во снах образов и явлений, необычных для человеческой реальности, продиктованных исключительно воспоминаниями о картинах, созданных своей или чьей-то чужой фантазией. Это своего рода продолжение фантазирования, однако теперь, во время сновидения, осуществляемое свободным от рамок логического мышления способом.

К сновидческим образам такого порядка относятся, к примеру, ангелы и демоны, несуществующие животные и миры, коих в реальности нет. Способность человека взаимодействовать с ними и проникать вовнутрь не во всех случаях свидетельствует об инаковости общего сознания человека и так называемом расширенном состоянии сознания. Вопреки многим досужим домыслам, подобные сны не возвеличивают человека, не делают его избранным и особенным. Они есть обыкновенные предупреждения, знаки, которые имяреку для чего-то следует увидеть и, возможно, понять.

Для чего же они приходят?

Человеческие пути неисповедимы. Прежде всего, для самих людей. Проживание неких «программ», заданных самому себе или внедренных с помощью воспитания и образа жизни родителями, только на первый взгляд происходит по писаному «сценарию». На самом деле, как бы ни пытался человек «до буквы» соблюдать якобы предначертанный ему жизненный сценарий, в любой момент, и в момент всегда неожи

данный как для самого человека, так и для его окружения, сценарий этот может дать сбой.

Люди часто говорят, вспоминая такие периоды, что все шло «правильно», а однажды, внезапно «пошло не так». И уже в этих словах, скрывается ответ на вопрос, почему пошло «не так». А как? Откуда человеку, в принципе было известно, что тот сценарий, который он играл до того, был верен? Был его и «написан» ему?

Во снах, подчас являющихся завуалированными пророчествами, нередко можно увидеть буквально «кальку» проживаемого жизненного сценария. Увидев, найти в нем слабые «непроработанные» места, обнаружить собственные ошибки, заметить недругов, в сновидениях становящихся очевидными и «контрастными», как на рентгене.

Это своего рода репетиция. «Прогон» спектакля в театре жизни. Кинофильм, поставленный на повторный просмотр. Проанализировав собственный подобный сон, человек найдет в нем все оттенки условно «черного» и все тона якобы «белого» цветов, дабы суметь в реальности реальность же переиграть. Исправить и продолжить или закончить раз и навсегда, воплотив в жизнь некий сценарий со множеством брошенных нерадивым сценаристом сюжетных линий.

Однако люди не всегда оказываются готовы воспринимать сновидения как подобие привычной реальности бодрствования. Это сопротивление порой и приводит к тому, что знаки, явленные человеку во сне, дублируются наяву. Увы, и в этом случае человек не всегда бывает способен провести параллели.

Правда, игры с физической реальностью происходят без «страховки», заключающейся в возможности пробуждения.

Ангел

Такие символы как ангелы и демоны, чаще всего являются во снах в критические моменты жизни. Когда, как в определенные часы и дни священных праздников, истончается граница, разделяющая зримый и невидимые миры. Предупреждения, что даруют эти существа высшего над нами мира людям, это их же собственные отражения в самых честных зеркалах.

Вот, человек видит в своем сне некую местность. Допустим, узнает ее. Это есть часть привычного мира. Не будучи осознанным сновидцем и пребывая в состоянии сна как отдыха, человек является только наблюдателем, даже в случае кажущегося активного действования во сне. До тех пор, пока мозг спящего не пробудится, человек будет видеть образы исключительно такими, какими их зафиксировало его сознание во время бодрствования. Деревья будут расти из земли и оставаться статичны, птицы — летать по небу, а камни — хранить молчание.

Однако если мозг начнет активно работать, предавая увиденное анализу, но физическое тело будет продолжать спать и видеть сон, человек станет непосредственно творцом видимой лишь ему реальности. Вот с этого-то момента и начинается самое интересное. Помните, в начале я приводила пример корабля, в образе которого человек может увидеть одно, а может и принципиально противоположное? То же самое касается и прочих образов, продиктованных подсознанием сновидца — творца. Человек может «дорисовать» на привычном по своим внешним показателям «полотне» удобный, желаемый и приятный глазу образ. Явление, предмет или некое событие, творящееся во сне, будет таким, каким его желает видеть сновидец. Однако подсознание само по себе, как доказывают множественные исследования этой физически не определяемой части мозга, явно обладает многослойной фактурой, как и сознание. Оно способно символически расслаиваться, предоставляя разные по собственным свойствам варианты одного и того же элемента.

Допустим, подсознание «дорисовало» на привычной, заимствованной из картин объективной реальности улице ангела. Белокрылое человекоподобное существо с нимбом над головой. Такое, каких в реальности, конечно, человек никогда не встречал, но видел на тематических изображениях.

Ангел, появившийся во сне, может быть воспринят разно, но едва ли большинство людей немедля вспомнят, что ангел -это, прежде всего, воин божий. Что его благость и доброта, как собственно и исключительно «положительно заряженная» природа самого Бога, есть лишь плод не особенно внимательного прочтения человеком священных текстов.

Дело в удобстве. Подсознательно, интуитивно человек, скорее всего, обопрется на клише сознания, диктующее понимание ангела как явления доброго, светлого, чудесного и богоугодного. Таким образом, первой реакцией на такую встречу во сне, естественно, станет радость.

Подобным снам свойственны большие ожидания, желание продления этого чуда, жажда знать, что же произойдет дальше.

А дальше произойдет вот что. Сознание начнет диктовать варианты развития событий, и подсознание вынуждено будет их обрабатывать по-своему. Ангел может взмахнуть крыла-ми, ибо это совершенно естественно для сознания — ожидать увидеть взмах, если око видит крылья. Сознание же подскажет и поток воздуха от взмаха крыл, и особенное ощущение ветра, пробежавшее по коже, и пылинку, залетевшую в глаз. Однако подсознательное ощущение беспокойства, обусловленное неизвестностью и непредсказуемостью такого явления как ангел заставит увидеть в этом образе некую опасность. Исказит прежде идеальные прекрасные черты божественного существа. «Дорисует» некие устрашающие элементы.

Человек станет все больше искать изъяны на ангельском челе и обязательно найдет их. Увидит, будто случайно, что ангел слишком пристально смотрит на него, и в его взгляде читается гнев или, например, агрессия. Еще более пугающим может выглядеть опасный, «пустой», сиречь безумный, взгляд.

Символика сновидений

Так появится страх, нарастающий с каждой секундой, и все глубже погружающий человека в его собственное подсознание, на самых низких глубинах которого скрываются мрачные фантазии. Сновидение теперь пойдет по другому сценарию, уводя сновидца все дальше от первого, как вы поняли, сознательного его понимания.

Пробудившись, видевший во сне ангела человек может ощущать вполне объяснимое беспокойство. Для чего явилось ему существо, символически осуществляющее контроль на границе жизни и посмертия? Физического существования бренного тела на Земле и Души?

Отчасти беспокойство это правомерно и разумно. Ангел как символ действительно означает некое предупреждение. О чем конкретно, сновидец может разобраться, внимательно проанализировав свой сон.

Вот он видел взмах крыльев. Заметил взгляд ангела, направленный на него. Какими они были, крылья и этот взгляд? Белоснежные сияющие то были крыла, или потрепанные ветрами скомканные перья были на них? Сумел человек разглядеть эти самые перья, или подсознание не отождествило в сновидении ангельские крылья с привычными для сознания человека птичьими крыльями, а прислало некий самостоятельный образ? Задумайтесь, ведь человек заведомо представляет себе ангельские крылья подобными птичьим лишь как следствие собственных представлений, продиктованных продуктом субкультуры, верований, иконами и картинами. На самом деле, присмотревшись к ангельским крылам, — как и, забегая немного вперед, отмечу, крыльям демонов, — чело

век может заметить, что не перья покрывают их. Не всякий раз перья, но подчас то могут быть извивающиеся воздушные потоки, создающие иллюзию трепещущих на ветру перышек.

Также это могут быть символы, буквы, например. Крылья, составленные из букв. И тогда, внимание! Стоит присмотреться к ним, постараться запомнить хотя бы их образ, если этот алфавит вам неизвестен, дабы по пробуждению распознать эти знаки и прочесть послание ангела вам.

Глаза ангела. Взгляд, будто бездна поглощает сознание. Человек устоит перед этим взглядом лишь во сне, и дарован он ему для того, чтобы предупредить — смотри в оба! Смотри туда, заглянуть куда кажется невозможным. В самого себя, в душу свою смотри.

Прямой направленный взгляд ангела — это знак, что пора обратить внимание на самого себя. Внимательно, беспристрастно, отринув ложное чувство жалости к самому себе, и поставив на первое место хотя бы собственный инстинкт самосохранения, взглянуть на себя. Все ли ты делаешь правильно сейчас, человек? Не «загнался» ли ты в поисках ложного счастья? Не подменяешь ли ты понятия на своем пути, в погоне за успехом отринув веру, надежду и любовь, и заменив их плотными мертвыми материальными формами?

Ангельский взгляд — не синоним безвольной наивности и ложного утешения, не дающего ни покоя, ни спасения. Это самый честный взгляд, который только и способен даровать истинное своевременное спасение заблудшему человеку. Посмотри ангелу в глаза, да взгляда не отводи. Пусть будет страшно, но только так, путем преодоления, ты поднимаешься и встаешь, наконец, на верную тропу.

Ангелы и Демоны. Два кажущихся диаметрально противоположными символа на самом деле есть явления одного порядка. Природа этих представителей иномирья едина. Эти существа — стражи. Исполнители воли высшей, квинтэссен

ции силы, созидающей мир. Божьей воли. Силы, держащей мир в своих дланях испокон веков.

Многовелика эта сила. Единство суть ее, и это означает, в первую очередь, отсутствие в ней четкой грани, разделяющей противоположные по сути значения. Вечно в себе содержа противоположные свойства, высшие силы света и тьмы, божественные силы наделяют подобными свойствами и своих воинов. Ревнителей идеальных проявлений божественной сути, позволяющих взглянуть на одни и те же вещи символически с разных сторон.

Демон

Сколько суеверий, ни на чем конкретном не основанных страхов и домыслов существует вокруг такого явления, как демоны! В народе издревле принято было считать, что демоны являются во снах исключительно грешникам. Что именно во сне, когда якобы «засыпает воля», пробуждаются злые силы, являющиеся человеку для того, чтобы сбить его с праведного пути.

Это и наследие запуганного церковью, порой пропагандировавшей псевдо-духовные наставления, необразованного, и оттого послушного чужой воле, народа. Это и представления, бытовавшие испокон веков в шаманизме и язычестве. От несчастных людей, чья функция по большому счету всегда заключалась в труде и послушании, укрывалась простая истина. Воля человека во сне не засыпает, но наоборот, пробуждается и высвобождается из плена ментальных оков. То, что принято принимать за проявления демонической природы, на самом деле есть правда, истинное «я» самого человека-сновидца. Это то, что во время бодрствования он вынужден таить ото всех, в том числе, и от самого себя. Это — свобода.

Чем страшнее внешне, опаснее и непригляднее демонический образ, тем большую силу имеет предупреждение, явившееся во сне. Узрев «демонический лик», человек видит истинного себя. Со всеми своими изъянами, ложными и проявленными, но подвергнутыми сознанием остракизму, свойствами.

Тем скорее и проще будет освобождение от негатива в себе, если во сне, на открытом бессознательном поле, проявляются подобные аспекты. Значит, на самом деле не потерян человек и душа его не «черна». Сохраняется, пускай и подсознательная, критичность.

Что человек старается изгнать, отогнать от себя подальше, с чем не желает встречаться никогда? Прежде всего, с чем-то пугающим и неприятным ему. Причем это «нечто» может иметь на самом деле совершенно обычный образ, но в сознании, в связи с личными представлениями о том, что хорошо и что плохо для субъекта, принимает определенные, заведомо ложные, и оттого зыбкие свойства и черты.

Чем-то это сродни нетерпимости людей к чужим свойствам характера или привычкам, которые они сами старательно изживают из себя, или от которых как раз не могут избавиться. То есть «зеркалам», выявляющим изъяны в них самих.

Несмотря на все сказанное ранее, нельзя исключать также и проникновение в человека потусторонних сил, приходящих подчас из иных миров в поисках своего рода инкубатора для собственного развития и последующего проявления в мире сущем. Это крайне редкие случаи, безусловно, не происходящие «случайно». Случайностей не бывает в принципе, ибо каждое происшествие есть следствие ранее сделанных шагов и каких-то поступков людей.

Как часто мы, люди, совершаем так называемые ошибки или необдуманные действия, касающиеся совершенно обычных бытовых вещей? Да каждый день, если не по нескольку

раз на дню. Тем не менее, почему-то сбрасываем со счетов такую силу, как действие через бездействие.

В первом случае, когда человеком не выполняются определенные действия, которые должны были им быть выполнены, при кажущейся непричастности его к далее творящимся процессам, в них, теперь развивающихся по заведомо порченому сценарию, есть и толика его вины. Роль, которую человек играет фактически, не обязательно должна иметь выраженный физический эквивалент. Это может быть молчание, зловещая тишина в момент, когда нужно бы было кричать во весь голос. Это неподнятая телефонная трубка на звонок от человека, принимающего решение в вопросе жизни и смерти. Это, в конце концов, внутренний отказ человека бороться за что-то и выбор «плыть по течению», тем самым умаляя и полностью уничтожая как собственные шансы на обретение какой-то иной жизни, так и всех тех окружающих его людей, которые все время идут рядом и тесно с ним связаны.

Именно с такими «демонами» сталкивают человека сновидения. И если «ангельские сны» призывают задуматься, то демонические сновидения подталкивают к активной борьбе и работе над собой.

Символика сновидений

Ведьма

Существуют такие сновидения, некоторые повторяющиеся, иные единожды приснившиеся, которые запоминаются в деталях, и всякий раз, вспоминая их, испытываешь смутное ощущение недосказанности. Страха порой, или какой-то тайны, проникнуть в которую не удалось во сне.

Не одно поколение людей задавалось вопросом: что делать с такими недопонятыми сновидениями и как разобраться

в них постфактум, когда свежесть ощущений тает с каждым днем, а «прокрутить пленку» назад невозможно?

Однажды в детстве мне приснился сон, в котором в моем доме за круглым столом собрались какие-то люди. Много незнакомых взрослых людей, насколько я помню, только женщин. На коленях у каждой из них сидел ребенок. И я сама сидела за тем столом, на коленях у своей мамы. Во главе же стола восседала женщина с растрепанными длинными волосами, топорщащимися во все стороны как кривые антенны. Запомнилось, что у нее были огромные злые глаза и длинный острый нос как клюв. Интуитивно как-то сразу стало понятно, что старуха, мне, ребенку, показалось, что эта старуха, там была главной, и то была ведьма.

Она тянула руки к детям, произвольно выбирая ребенка из сидящих, и пыталась выдернуть его из объятий матери.

Потом ведьма ходила по кругу вокруг стола и останавливалась то возле одной пары матери и ребенка, то возле другой.

Выдернуть из материнских рук детей не получалось. Но ведьма не злилась, а смеялась. И вот, дотянулась до меня.

Очень хорошо помню те свои ощущения. Тогда произошло то самое разделение сознания и подсознания, одновременно работающих в полной мере и предоставляющих возможность увидеть два варианта одного и того же события, если они будут развиваться по разным сценариям.

Сознательно мне, конечно же, было страшно, как и всем детям рядом со мной. Не хотелось быть оторванной от мамы, вырванной из ее рук. Я боялась старухи, но подсознательно почему-то была уверена, что именно меня ей удастся вырвать.

Видимо, подсознательно я стремилась увидеть этот вариант развития событий. Что будет, заполучи ведьма ребенка.

Естественно, так и вышло. Я была выдернута из маминых объятий.

То, что произошло непосредственно сразу после того сна я не помню, это было очень давно, порядка тридцати лет назад. Помню только, что немедленно проснулась и отчетливо понимала тогда, что сон этот был очень важным. Произошедшего не изменить уже никогда, и моя жизнь с того момента действительно начала меняться…

Интересны и по-своему универсальны множественные символы из опис

анного сна.

Символ № 1. Стол

Круглый стол как центральная площадка, вокруг которой разворачивается действие.

Существует понятие «круглого стола», означающее: «Общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума)». Также ему приписывается значение некоего закрытого общества «избранных». То есть, по сути, это место, где принимаются важные решения с непосредственным участием тех, кто собственно их принимает.

Стол как центральное место действия, сам по себе подразумевает некую отдельность, целевую направленность.

За не накрытым столом люди рассаживаются в нескольких случаях:

~ В ожидании трапезы.

~ Для работы или игры.

~ С целью обсуждения какой-то общей темы.

Стол чаще всего занимает центральную часть столовой или гостиной, подчеркивая место общего сбора всех членов семьи или иной группы людей.

Собрание за столом, по сути, подразумевает одновременное присутствие нескольких человек, объединенных чем-то общим. Соответственно, сновидец понимает, что видит перед собой точку — стол — как центр, объединенный какой-то общей темой.

Символ № 2. Люди. Группа

Группа людей в каждом конкретном случае может быть идентифицирована по каким-то общим определяющим параметрам. В приведенном примере — это матери и дети, в иных случаях это могут быть люди одной этнической принадлежности, возраста, пола, ярко выраженного рода занятий (например, танцоры, музыканты или религиозные сообщества) и т. д.

Сам по себе символ группового объединения во снах встречается нечасто. Скорее всего, это объясняется априорной личной заинтересованностью сновидца в сюжете сна. Для получения максимально личного значения, из всего сюжета сновидения на первый план выводятся главные — центральные персонажи сюжета, а группы либо создают фон, либо вступают в игру в определенный момент.

Во сне — примере дети сидели на руках у своих матерей, символически находясь в безопасности. Думаю, главенствующую роль в этом образе сыграл мой собственный возраст на момент данного сновидения. Будучи ребенком, я естественно ощущала наибольшую безопасность рядом с мамой.

Символика сновидений

Символ № 3. Незнакомцы

Незнакомцы во снах. Часто во снах нам являются незнакомые люди, новые лица, иногда становящиеся нашими попутчиками по сновидению, в иных случаях — врагами или лучшими друзьями. Иногда, как в случае данного сна, врезавшегося в память и нашедшего определенное отражение в реальности, стоит разобраться, с кем конкретно столкнуло нас сновидение. Когда приснившиеся люди, их образы, есть простые отражения действительности, каждодневного нашего бытия, в процессе которого постоянно приходится сталкиваться с незнакомцами, а когда — это реальные люди из прошлого, для чего-то проникшие в матрицу нашего сознания.

Крайне редко наше сознание генерирует самостоятельные образы, основываясь на неких общих «матрицах», или архетипических соответствиях. В таких случаях мы видим несколько гротескные образы, в которых черты чрезмерны и характеры выражены остро, как в театре масок.

Символ № 4. Ведьма

Страх перед старухой, вырывающей детей из материнских рук, больше всего в моих ощущениях основывался не на том, что старуха может забрать меня и увести в неизвестность. Съесть, как мог бы подумать ребенок. Убить. Унести в дали дальние. Поскольку, как я уже сказала, старуха однозначно была мной идентифицирована как ведьма, меня не пугала неизвестность, мне было интересно.

Что это за мир, в который заберет меня ведьма? Какой он? Для чего, для каких целей ведьме нужна я?

Естественно, тогда я не могла домыслить ответов на эти вопросы. В моем детском сознании жил, естественно, набор каких-то ассоциаций, связанных с ведьмами, почерпнутый из сказок, но в сказки как в реальность в совсем «нежном возрасте» я не верила и не боялась их, как ни удивительно. Пожалуй, на данный момент, верю в них на порядок сильнее. По крайней мере, не премину разобраться в любом сказочном сюжете, на предмет его смысла, состыковки с реальностью, вероятности осуществления сказочных коллизий в мире сущем.

Что же меня страшило? Я боялась за маму. В этом выразилось мое отношение к ней по жизни, и в этом же, теперь я могу спокойно это признать, мой эгоизм. Что я, маленькая девочка, буду делать в этой жизни без мамы? Это, безусловно, тоже проявление страха, вот только несколько иного порядка, чем, наверное, можно было предположить.

Стараясь отвести любой возможный удар, который ведьма могла нанести маме, уже в тот момент, в процессе сна,

как позже я поняла, я стала колдовать. Намеренно отводить взгляд ведьмы от мамы. Перенаправлять ее злобную энергию на себя. На тот момент я не осознавала, что именно делаю.

Ведьма злилась, потому что мама, естественно, не хотела меня отдавать, а я не стремилась уйти, но она была упорна и сильна.

Итак, ведьма.

Образ старухи, явившейся мне во сне, не был подобен никому из знакомых мне в реальности людей. Во времена моего детства обширным рядом различных образов, а тем более мистических, не мог похвастаться ни кинематограф, (на всякий случай напомню, речь про СССР, почти закрытой на период начала 80-х годов стране, в которую не проникали массмедий-ные образы «вражеского зарубежья»), да и книжные издания были довольно дефицитны. Да, безусловно, пару-тройку оригинальных рисунков, на которых была изображена женщина, названная автором «ведьма», я видеть могла, но мою ведьму из сна ни одна из них не напоминала.

«Бабку-ежку» к увиденной во сне старухе никак было не привязать, ибо как раз за той волшебной бабушкой всегда была закреплена масса клише, и ни одно из них не подходило.

Нет, не Баба Яга, не зловредная знакомая бабулька. Старуху с всклокоченными спутанными волосами и огромными выпученными глазами, горящими, как тогда мне казалось, злобой, в тот момент я принимала исключительно за проявление неких темных сил, отчего-то вошедших в мой дом…

Из книги Юлия Сова — Гримуар сновидений. Сотканное из нервов (2018)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *